Lexus Hoverboard: как устроен летающий скейтборд. Внешний вид и отличия от обычного гироскутера

Сегодня Lexus, дочерняя компания японской Toyota Motors, покажет публике долгожданную новинку — летающую доску ховерборд. Интригующий тизер с датой премьеры появился на канале YouTube в июне. На видео доску тестирует профессиональный скейтер . О ховерборде многие мечтают ещё с 1989 года, когда парящий над землей скейт впервые появился во второй части культовой трилогии Роберта Земекиса «Назад в будущее». На нем Марти Макфлай удирает от своих врагов после того, как переместился в будущее — в 21 октября 2015 года.

Десятилетия ховерборд считался лишь удачной выдумкой сценаристов. Но полтора года назад инженеры Lexus при поддержке немецких ученых всерьез взялись за создание летающего скейта. Разработку держали в строжайшем секрете, открывая лишь крупицы информации. И вот первый образец, который создатели называют только прототипом. На публичную демонстрацию недоработанного продукта в Toy otа Motors решились, скорее всего, лишь потому, что понимают: если продолжить его тестировать за закрытыми дверями, никто не поверит. Ведь с нынешними возможностями графики на видео можно нарисовать что угодно. Таких фейковых роликов в Интернете с избытком.

Инновационный скейт от Lexus выглядит так круто, что в него сложно поверить. Как же он работает? Увы, технических подробностей почти нет. Но кое-что выяснить все-таки удалось. Над землей ховерборд парит благодаря магнитной левитации. Внутри скейта — сверхпроводник, по которому проходит мощный электрический ток и образует электромагнитное поле. Для создания сверхпроводника нужна низкая температура. Кстати, именно поэтому из-под днища ховерборда вырывается пар, это жидкий азот. Но только наличие магнитного поля у ховерборда его в воздухе, конечно, не удержит. И в этом самый большой подвох.

Летать на Lexus-скейте можно только над специальной металлической поверхностью, от которой магниты ховерборда как бы отталкиваются. Да, увы, асфальт или бетон тут не подойдут.

Неудивительно, что именно японцы создали первый реально работающий вариант ховерборда. Ведь технология магнитной левитации уже используется в Японии в их «летающих поездах».

Этой весной там был поставлен мировой рекорд скорости наземного транспорта: 590 километров в час. Инновационный поезд не едет по рельсам, а левитирует над намагниченной поверхностью.

Кстати, ховербордами интересуется не только Toyota. Свой прототип, причем раньше японцев, представила компания Hendo. Принцип работы у него все тот же — магнитная левитация. Над землей эта доска, способная подняться примерно на 2 с половиной сантиметра, держится в воздухе примерно 7 минут и создает при этом сильный шум. В прошлом году разработчикам удалось собрать на его создание на платформе «Кикстартер» почти полмиллиона долларов. Сейчас они продолжают разработки.

Ну что ж, похоже, за ховерборды производители взялись всерьез. Серийное производство — это лишь вопрос времени. Да и знаковое 21 октября 2015 года совсем скоро, и кто знает, какие сюрпризы нам готовят разработчики на эту дату?!

Сергей Апресов, главный редактор журнала «Популярная механика»:

«Люди, которые почему-то не могут жить без ховербордов, придумали три подхода к решению этого вопроса. Первый - охлажденный жидким азотом сверхпроводник, левитирующий над дорожкой из постоянных магнитов, как у Lexus. Плюс этого подхода в том, что это действительно фантастика наяву: левитация сверхпроводника - это квантовый эффект, то есть привет из квантового мира, который живет по невероятным и непонятным для нас, людей, физическим законам. Минус в том, что кататься можно только по дорогущим магнитным рельсам. Lexus не заостряет на этом внимания, но и не станет отрицать, что построили они, по сути, левитирующий трамвай.

Второй подход - это бешено вращающиеся над медной площадкой постоянные магниты, как у другого ховерборда под названием Hendo. Полное отсутствие трения сулит невероятную скорость, если забыть о том, что без трения невозможно ни тормозить, ни поворачивать. Поэтому с Hendo упал даже легенда скейтбординга Тони Хоук. Наконец, третий и, на мой взгляд, единственный рабочий подход - это создание стоячего вертолета, или мультикоптера. Правомерно ли называть его ховербордом - решать поклонникам фильма «Назад в будущее».

1. Ховерборд

Левитирующий, или антигравитационный скейт. Этот термин обогатил наш язык после выхода фильма «Назад будущее 2», в котором на таких средствах передвижения развернулась настоящая погоня. С тех пор человечество ждало появления действующего прототипа. И вот в 2015 году Lexus представил его на суд публики.

2. Партнеры

Так как Lexus обычно специализируется в создании машин, а вовсе не летающих скейтов, то им для разработки ховерборда потребовалась помощь. К работе над проектом подключились ученые из компаний IFW Dresden и Evico, специализирующихся на магнитной левитации. Итог - бамбуковая доска, висящая в 2,5 см от земли и способная спокойно выдержать вес взрослого мужчины.

3. Технология

«В основе технологии ховерборда - мощные магниты и сверхпроводники, охлаждаемые жидким азотом», - сообщил исполнительный вице-президент Lexus International Марк Темплин. Внутри доски - два криостата, поддерживающие рабочую температуру в 197°C (именно из-за них вокруг ховерборда ты видишь этот эффектный пар).

4. Парк

То, что на фото тебе кажется бетонными конструкциями, на самом деле - деревянная декорация, скрывающая внутри магнитные рельсы - единственное покрытие, над которым может парить такой ховерборд. Получается, что если в кино летающий скейт не мог передвигаться только над водой, то в жизни он не может летать нигде, кроме как на специальных полигонах. В данном случае построили парк длиной около 200 метров.

5. Опыт

В доказательство работоспособности ховерборда Lexus представил видеоролик под названием Slide, где профессиональный скейт­бордист Росс Макгуран учится летать на этой доске без колес. «Я 20 лет занимаюсь скейт­бордингом, но без трения катание требует совсем других навыков. На этой доске даже балансировать надо иначе», - говорит Росс, и мы ему верим, ведь он несколько раз за время этого мини-фильма чуть не падал с доски.

6. Будущее

По состоянию на сегодняшний день ни Lexus, ни другие компании о серийном производстве ховербордов говорить не спешат. Технические сложности и ненадежность такого средства передвижения пока перевешивают все романтические мечты о летающих скейтерах.

Периодически различные компании и команды энтузиастов предпринимают попытки воплотить в реальность фантастический ховерборд главного героя фильмов «Назад в будущее 2» и «Назад в будущее 3» Марти МакФлая. Из последних таких заходов - выпуск нескольких экспериментальных ховербордов , для работы которых требуется особый скейт-парк со специальным магнитным покрытием. В данной же заметке речь пойдет о новой вариации на тему «Ховерборд», на которой можно кататься везде и всюду.

Хитрость заключается в том, что хоть устройство и претендуют на право носить имя «парящая доска», на самом деле оно не парит вообще. Зато оно имеет необычную конструкцию и оснащается одним колесом для передвижения по поверхности и, судя по всему, способно подарить ощущения парения в воздухе, передвигаясь по земле. Устройство напоминает нечто вроде модификации Segway, лишенной каких-либо ручек.

Называется устройство просто Hoverboard. Разработчик без лишней скромности называет свое творение революцией в сегменте электрических персональных устройств передвижения человека.

Кампания по сбору средств на выпуск данного «Ховерборда» стартовала на Kickstarter вчера, 17 сентября, и завершится 21 октября 2015 года – день прибытия Марти МакФлая в будущее, где его ожидал фантастический ховерборд. Такое же ход с датой использовал Arx Pax со своим летающим скейтбордом Hendo, но, похоже, что у стартапа возникли определенные трудности и вовремя приступить к поставкам не удастся.

Что же касается разработки стартапа Hoverboard Technologies, прямо посередине устройства размещено колесо диаметром 25 см, которое приводится во вращение электромотором с максимальной мощностью 5 000 Вт. Судя по всему, достаточно непросто будет удерживать равновесие, стоя на этом скейтборде-ховерборде. И если смещая центр тяжести вперед/назад в вопросе удерживания равновесия можно будет частично положиться на конструкцию устройства, то балансируя с боку на бок, ездоку придется рассчитывать только на свои силы. Чтобы сдвинуться с места и начать ускорятся, достаточно наклониться немного вперед, тогда как противоположное действие – откидывание тела назад – приведет к замедлению хода и, в конечном итоге, позволит «включить заднюю» и поехать в обратном направлении.

Данная штуковина весит около 11 кг, наделена бортовыми огнями и динамиками, а также имеет звуковой эхолокатор для определения твердой поверхности и удерживания Hoverboard параллельно к изменчивой поверхности.

Устройство доступно в двух модификациях: со стандартной батареей и батареей увеличенной емкости. Запас хода в первом случае составляет около 20 км, во втором – чуть больше 32 км. Максимальная скорость, которую можно развить, указана равной 32 км/ч. На полную зарядку батареи потребуется 16 минут, если заряжать с помощью зарядного устройства Supercharger, или около часа при использовании обычной зарядки.

Езда на скейтборде будущего – удовольствие не из дешевых. Минимальная стоимость устройства составляет на данный момент $3775, а его поставки запланированы на май 2016 года. Разумеется, это при условии, что кампания будет успешной. На момент написания новости собрано чуть больше $30 тыс – это меньше 10% от запланированной суммы в $500 тыс. Впрочем, у разработчиков есть еще 33 дня до окончания сборов.

Если вы любите фильмы знаменитой трилогии «Назад в будущее» так же сильно, как люблю их я, то вы помните необычный летающий скейтборд Марти Макфлая — ховерборд, на котором он выделывал различные трюки во второй и третей частях трилогии. Во время просмотра второй части мне в голову пришел вопрос: «Существуют ли аналоги ховерборда в наше время?». Этот вопрос тем более актуален, ведь действие фильма происходит в 2015 году, который уже наступил.

Ховерборд в реальной жизни

Вымышленный ховерборд — это аналог скейтборда, у которого вместо колес — два антигравиатора. Ховерборд из фильма «Назад в будущее» может парить на высоте семи сантиметров практически над любой поверхностью, кроме воды. Точнее, над водой-то он парить может, просто там оттолкнуться не от чего.

Сразу после выхода на экраны кинокартины стали предприниматься попытки создания ховерборда. К сожалению, ховерборд, который мог бы парить над абсолютно любой поверхностью и при этом нести нагрузку, еще не был изобретен. Но в мире есть несколько интересных разработок, заслуживающих нашего внимания.

Ховерборды + видео

1. Ховерборд, работающий от гидроцикла . Год назад спортсмен-экстремал, родом из США — Фрэнки Запата — разработал свой прототип летающего ховерборда. Его изобретение может перемещаться над поверхностью воды, так как приводится в движение за счёт напора воды, который поступает от гидроцикла. Ховерборд Фрэнки Запата может развивать скорость до 43 км/ч и поднимать своего владельца на высоту до 6 метров. Интересное изобретение, которое уже можно приобрести, но, к сожалению, оно имеет мало общего с летающей доской Марти Макфлая.

2. «MagSurf» — это летающий ховерборд на основе сверхпроводника, который может левитировать на расстоянии в три сантиметра над магнитными рельсами. Это устройство способно нести нагрузку до 100 килограмм. «MagSurf» «- это первый, действительно левитирующий ховерборд, но прокатиться на таком по парку не представляется возможным.

3. Ховерборд Hendo. Ховерборд Hendo действительно работает, но с одной единственной оговоркой — только над металлическими поверхностями. Он позволяет парить над ними и способен нести нагрузку. Ховерборд Hendo можно будет использовать на специально подготовленных для этого площадках, наслаждаясь ощущением левитации.

Летающий скейтборд, как и большинство других изобретений – телевизор, телефон, самолет, космическая ракета и многие другие – сначала появился в форме фантастической идеи. В 1989 г. в фильме Роберта Земекиса «Back to Future 2» не только была продемонстрирована левитирующая доска для передвижения, но и поставлен предположительный дедлайн ее изобретения – 2015 г. То ли действительно пришло время, то ли инвесторы и инженеры, выросшие на фильме Земекиса, решили отдать должное замыслу и не сорвать дедлайн – но именно к 2015 г. три производителя продемонстрировали свои ховерборды в действии.

Первой была компания Hendo, которая к 2016 г. создала целую серию левитирующих скейтбордов.

Первая версия летающей доски была показана в 2013 г. Правда ее внешний вид мало напоминал скейтборд: это были две окружности, соединенные узкой основой. Внутри окружностей вращались силовые установки – магниты, которые и создавали отталкивающую от земли силу. Аппарат сильно шумел и мог нести на себе не более 27 кг веса. В тот же году был представлен ховерборд, способный держать над землей небольшого взрослого человека.

В конце 2014 г. компания показала две новые версии:

  • Первая напоминала фантастический агрегат, достаточно крупный, по форме – более квадратный. Он продемонстрировал хорошую устойчивость и был первым аппаратом, который тестировался профессиональными скейтбордистами в условиях специального построенного роллердрома.
  • Вторая – концепт-вариант – в большей степени соответствовала общепринятым канонам скейтборда, но была плохо управляема.

В 2015 г. конструкторы компании создали Hendo 2.0 – футуристичную конструкцию на основе 4 силовых установок, которые по схеме колес разместились по сторонам от самой доски. Конструкторы пытаются найти оптимальное соотношение внешнего вида и качеств, отвечающих за поведение доски под человеком. Пока цель не достигнута: более устойчивые варианты не являются внешне скейтами и не похожи на ховерборд из фильма. Между тем, работа продолжается. В 2016 г. Хендо обещает показать новую версию аппарата, которая по предположениям должна продемонстрировать лучший компромисс между курсовой устойчивостью и внешним соответствием.

Все скейты Arx Pax летают на расстоянии 2 см от земли. Так как с земным притяжением данные ховерборды борются магнитным способом, обязательное условие для «полета» – металлическая поверхность по ходу следования аппарата.

В Lexus не стали выпускать версии летающий скейтов, а потом совершенствовать их, как это сделали в Hendo. Компания сразу презентовала созданное в единственном экземпляре устройство. Оно покорило всех поклонников «Назад в будущее». Потому, что было даже лучше своего фантастического прототипа.

Скейтборд Лексус также использует магнитный принцип. Однако, в отличие от устройств Hendo, внутри Slide размещена конструкция из сверхпроводящих материалов. Сверхпроводники при соблюдении некоторых условий имеют нулевое сопротивление, а проходящий сквозь них ток создает мощнейшее магнитное моле. Это позволило создать настоящий ховерборд: внешне он не отличается от скейтборда по форме и размеру.

Специалисты Lexus справились со своей задачей на отлично. Однако аппарат имеет одно существенно «но». Сверхпроводники очень греются, и их нужно охлаждать фантастической температурой – минус 200°C. Slide требует периодической заправки жидким азотом. Но как со всем этим быть рядового пользователю? Ведь жидкий азот небезопасен: он не продается в магазине! В общем, Lexus создал великолепное устройство. Но, к сожалению, в таком виде оно не может быть использовано людьми массово. Оно может претендовать только на роль pr-акции, благодаря которой все запомнят, кто создал настоящий ховерборд.

Даже если и предположить, что в недалеком будущем жидкий азот станет массово доступен, то изобретение Lexus все равно имеет одно существенное отличие от фантастического прототипа. Оно может левитировать только над металлическим «путем». Это потребует прокладки дополнительной инфраструктуры – металлических дорожек – по которым ховербордеры смогут ездить по городу. Стоит ли оно того – большой вопрос!

Ховерборд ArcaBoard от Arca Space

Компания Arca Space последней (в конце 2015 г.) представила свой оригинальный взгляд на концепцию ховерборда. Несмотря на то, что из рассмотренных вариантов он имеет наименьшее сходство со своим прототипом, используемый конструкторами подход заслуживает уважения.

Arca Space является представителем американской космической индустрии.

Эта специализация отразилась и на конструкции летающего аппарата. Над землей его держат 36 небольших вентилятора, управляемых высокоскоростными моторами. Заявленная производителем мощность устройства — 272 л.с. То есть ArcaBoard мощнее, чем большинство автомобилей. Всю эту силу конструкторам удалось вложить в легкий и относительно тонкий корпус. Габариты аппарата – порядка 1 метра в длину, полметра в ширину, десяток сантиметров в высоту (размеры указаны приблизительно, т. к. официальной спецификации не выходило).

В общем, штука от Arca Space громоздкая. Еще она плохо управляемая. Если на ховербордах Arx Pax и Slide можно заниматься чем-то похожим на скейтбординг, то на ArcaBoard можно только парить над землей, прилагая максимальные силы, чтобы с него не свалиться. На настоящее время не просматривается даже намека на практическое применение доски от Arca Space.

Таким образом, над реализацией концепции левитирующего над землей скейтборда, не первый год работают команды высококвалифицированных инженеров трех компаний. Успехи в этом направлении имеются.

  1. Lexus создала аппарат Slide, который в техническом и дизайнерском смыслах удалось наиболее приблизить к ожиданиям и запросам скейтеров. Однако в современном его виде аппарат не может быть массово использован.
  2. Arca Space придумала мощнейший агрегат, который не отвечает поставленным для ховерборда задачам.
  3. Hendo на этом фоне выглядит наиболее перспективно. Дальнейшее совершенствование внешнего вида устройства должно сделать его наиболее вероятностным претендентом на роль ховерборда для улицы.

Для любителей мастерить что-нибудь в гараже следует отметить, что ховерборд – технологически сложный аппарат. Поэтому летающий скейтборд своими руками сделать нереально.