Редактирование фотографий в доцифровую эпоху. Задолго до фотошопа: искусство удаления людей с фотографий в ссср Как редактировали снимки до наступления цифровой эпохи

15 Фев 2018

В нынешнее время отредактировать фотографию не составляет никакого труда. Каждый может воспользоваться одной из тысячи программ для обработки желаемого снимка. В этой статье мы поговорим, как поступали с фотографиями до изобретения Фотошопа…

Состав компартии часто обновлялся, ведь любое подозрение в предательстве влекло за собой репрессии. Фотографы удаляли с изображений неугодные элементы с помощью обрезки или ретуширования. Взгляни, как они справлялись со своей задачей!

На снимке из 10 представителей партии после тщательной обработки осталось только четыре. Кто-то из пропавших умер собственной смертью, кого-то расстреляли, кто-то умер на хирургическом столе из-за «ошибки» врача.

На фотографии 1930 года прохожий вежливо указывает вождю дорогу. Сталин кивает в ответ, но членам партии показалось, что негоже простолюдину наставлять генерала КПСС. В конечном варианте Сталин делает кивок в никуда.

Даже кожа великого вождя не спаслась от мелких изъянов, родинок и морщин. На помощь пришла ретушь, сделав лицо Сталина более привлекательным.

На этом фото Сталина неуклюже склеили поверх трудящихся ударников. На самом деле массовки было гораздо меньше, и самые внимательные смогут найти много повторяющихся лиц…

В оригинале фото Ленин со своей женой Надеждой Крупской позировали вместе с «кулаками» и их детьми. В обработанном варианте остались только дети, а всех раскулаченных крестьян зарисовали мрачным фоном.

Бывший глава НКВД, Николай Ежов впал в опалу руководству партии в 1938 году. После ареста и казни, Ежов исчез со всех фото.

Ленин выступает на трибуне, рядом на подхвате стояли Лев Троцкий и Лев Каменев . Впавшие в немилость за подозрения в государственной измене, Львы пропали с фотографий после обработки.

А вот так ретушировали фотографии обычные пролетариаты. Например, фотография Троцкого расцарапана гвоздем, ведь за хранение это снимка грозила тюрьма.

Когда снимок выходит лишенным краски, на помощь приходят советские художники. Михаил Соколов придал жизни событию, добавив к фотографии Ленина. Обычное занятие для вождя партии, тащить тяжелейшее бревно во время субботника.

Конференция в селе Монастырское, лето 1915 года. В первой версии обработки несколько участников собрания поменялись телами (свои не прижились), а мальчик почему-то устал стоять и решил присесть.

Со временем фотограф проявил отвращение к личности Каменева, зарисовав его фигуру черной пустотой. В процессе обработки также пропали 5 человек, так или иначе недостойных пребывания на снимке со Сталиным.

Обработка фотографий – привычное явление современной жизни. Но и задолго до появления фотошопа, болeе 170 лет назад, уже редактировали изображение: разглаживали кожу, уменьшали талию, удаляли или добавляли людей. Желание доработать снимок существовало с тех же времен, как и сама фотография, изменились только методы.

В ранний период фотографии технологии были не такими продвинутыми, как сейчас. До появления компьютера фото редактировали с помощью многократной экспозиции, комбинации негативов в темной комнате, рисования на негативах и бумажных снимках. Достичь такого же результата, как с помощью компьютерных программ, было трудно или невозможно.

Часто даже неуловимые и скромные изменения влияют на восприятие и оценку фотографии. В 19 веке снимки редактировали с теми же целями, что и сегодня: художественными, политическими или коммерческими. Обработкой фотографий пользовались и мошенники: так, некоторые предприимчивые фотографы конца 19-начала 20 века зарабатывали на .

Политические фотоподделки.

Из первых примеров можно привести знаменитый портрет Авраама Линкольна в 1860 г, сделанный Мэтью Брэди, где соединили тело Джона Калхоуна и голову Линкольна. Этот портрет послужил основой для пятидолларовой купюры.

Сталин прибегал к ретуши фотографий, удаляя неугодных людей. В 1920 году на выступлении Ленина перед советскими войсками присутствовал Троцкий, но с фотографии он исчез. Другой хорошо известный случай ретуши – удаление с фотографии Николая Ежова.

Художественная обработка.

Не всегда целью манипуляций с фотографиями был обман, некоторые приемы наоборот помогали добавить правдоподобности изображению, если техника не могла передать его реалистично. Например, с помощью комбинации негативов облака из одного снимка переносились на другой, когда ранние технологии не могли передать небо правильно.

Чтобы заснять основной объект, требовалась долгая экспозиция, во время которой пропадали детали на небе, из-за чего оно получалось абсолютно белым и невыразительным. Французский фотограф Ипполит Байярд первым предложил объединять два негатива, один из которых был с основным объектом, а другой с правильно заснятым облачным небом.

В 1856-57 году фотография Густава Ле Грея с видом морского пейзажа была выставлена в Лондоне и Париже и сразу стала сенсацией. Во времена, когда экспозиция длилась несколько секунд, зрители были поражены способностью Ле Грея зафиксировать бегущие волны. Облака на фоне усиливали ощущение спонтанности. Облака и волны были напечатаны с двух разных негативов, что оставалось секретом фотографа до конца его жизни.

Чтобы заполнить невыразительное белое небо на пейзаже, некоторые фотографы рисовали пушистые облака прямо на негативах. Пример — фотография 1855 года «Лодки на отливе» Эдуарда Балдуса. Между искусственными облаками и размытыми контурами гавани естественный плавный переход.

Одна из самых известных комбинированных фотографий — «Два жизненных пути» Оскара Рейландера 1857 года, которая была показана на выставке искусств в Манчестере. Это аллегория с двумя юношами, стоящих перед выбором: с одной стороны показаны греховные удовольствия, с другой – добродетели. Фотокартина отличается выдающейся техникой исполнения, для нее было сделано 32 негатива, а работа заняла 6 недель, размер оригинала около 40*80 см.

Один из шедевров Генри Пич Робинсона — «Угасание» 1858 года. Фотография умирающей девушки в окружении скорбящих родственников сделана из пяти негативов.

Произведение «Осень» напечатано в 1863 году. Сначала Робинсон сделал набросок картины, пробуя и подбирая разные композиции. Когда он нашел самую удачную, то сделал несколько отдельных снимков и соединил негативы при печати.

Цифровые технологии дали возможность сохранить на какой угодно срок фотоснимки из семейного архива, которые раньше со временем неминуемо желтели, тускнели и утрачивали изображение. Также стала возможной оцифровка видео , аудио, кино и других материалов.

Сегодня убрать изъяны, царапины, потертости, брак печати, имеющиеся на бумажном фотоснимке, не слишком трудно. Нужно отсканировать изображение и обработать его на компьютере с помощью специальных инструментов, имеющихся в графическом редакторе. Затем фотографию сохраняют в цифровом формате, записывают на диск и, если нужно, распечатывают. Заказать такую услугу можно в специализированной студии, осуществляющей оцифровку различных аналоговых носителей.

Многим интересно узнать, как ретушировали фотографии в те времена, когда не было современных компьютерных средств для работы с ними.

Как редактировали снимки до наступления цифровой эпохи

Ретушировать фотографии стали примерно с 1850 года, сразу же после того, как они появились. Ведь качество съемки и печати оставляло желать лучшего. Ретушёрами (это слово происходит от французского «retoucher», означающего «подправлять», «подрисовывать») обычно становились люди, имеющие художественное образование и разбирающиеся в анатомии.

Чаще всего ретушировали портретные фотографии. Полностью или частично их делали цветными. Мастер мог удалить весь задний план с негатива портрета, а на позитиве в качестве фона подставить или нарисовать какой-либо пейзаж, интерьер либо архитектурный ансамбль. Во второй половине XIX века фотопортретисты не только убирали со снимков различные дефекты, но и «улучшали» лица своих клиентов, к примеру, удаляли морщины и подрумянивали щеки. Также широко использовались приемы фотомонтажа. К примеру, на хрестоматийном изображении президента США Авраама Линкольна голова освободителя афроамериканцев совмещена с телом политика-южанина, ярого сторонника рабовладения Джона Кэлхуна.

Черно-белые негативы обрабатывали специальными скребками. С помощью соляной, хлористоводородной и других кислот производили осветление и уменьшение контрастности фотоснимка, сглаживание и размытие контуров на нем. Специальными карандашами для ретуширования или обычными мягкими делали затемнение определенных участков изображения. При работе использовали лупу. Детали прорисовывали красками или карандашами. Также задействовались специальные приспособления для ретуши со стеклом, оптикой, подъемной доской и подсветкой снизу рассеянными лучами.

Цветные негативы ретушировали с помощью красителей, графита, карандашей. В процессе работы мастера печатали тестовые изображения, чтобы оценить, удачными или нежелательными были те или иные действия. Разумеется, при изготовлении фотоснимка с негатива свет инвертировали.

Для ретуширования и расцвечивания черно-белых позитивов использовали акварельные и анилиновые краски, аэрографы. Изъяны на них зарисовывали тонкими кистями, карандашами. Напечатанные цветные или черно-белые фотографии ретушировали в тех случаях, когда было затруднительно работать с проблемными местами на миниатюрном по сравнению с готовым снимком негативе.

Востребованным ретуширование фотографий было в СССР, особенно в официальной сфере. Известно множество случаев, когда в публикуемых в прессе и книгах снимках делались значительные изменения, например с групповых фото убирались те или иные лица.

Сколько раз Вы слышали или читали о том, что при обсуждении фотографии какого - либо события или фото известной личности стандартно и повсеместно звучит такая вот фраза: "- Да это просто Фотошоп!". Как правило, на современном языке это означает, что перед нами не настоящая фотография а подделка, сделанная специально для того, чтобы ввести зрителя в заблуждение (не путать с коллажем). Вот об этом мы и хотели бы поговорить с Вами, уважаемый посетитель нашего сайта. Поскольку тема довольно обширная, всю имеющуюся информацию мы будем публиковать небольшими частями, чтобы не утомлять читателя длинными "опусами".

"Я полагаю, что прошло вероятно, меньше десяти минут от факта изобретения фотографии до того мгновения, когда люди поняли, что с помощью фотографий можно обманывать."
(Errol Morris - кинорежиссёр-документалист, США.)

Часть 1. Ретуширование Истории.

В 1822 г. француз Жозеф Нисефор Ньепс получил первое закреплённое изображение, но к сожалению, оно не сохранилось. Поэтому самой первой в истории фотографией по праву считается этот снимок - «Вид из окна», который получил Ньепс уже в 1826 г. при помощи камеры-обскуры. Основой послужила оловянная пластинка, покрытая тонким слоем асфальта. Экспозиция продолжалась целых 14 часов при ярком солнечном свете.

Рис.0. «Вид из окна» Жозефа Ньепса и его современная реконструкция.

Большое заблуждение - думать, что до создания компьютеров фотографии не ретушировались и все люди на старинных карточках были такими красивыми или просто фотографы так умели снимать. Нет, конечно, снимать они умели. Хотя правильнее будет сказать - снимали, как могли. Потому что если вспомнить (или полистать литературу), какими технологиями и оборудованием пользовались люди на заре эры фотографии, то сразу становится понятно, что "фотография" середины девятнадцатого века здорово отличается от "фотографии" нашего времени. Но некоторые понятия зародились еще в то время, и продолжают существовать и даже "процветают" и сейчас.

Искусство ретуширования (от фр. retoucher - подправлять, подрисовывать) возникло практически сразу же с возникновением фотографии. И этому послужили вполне объективные причины - качество съемки и печати фотографий оставляли желать лучшего. Недостатки снимков того времени необходимо было как-то исправлять...

Первым практическим способом фотографирования, получившим широкое распространение и коммерческий успех, была дагеротипия - достаточно сложный и даже опасный (фотографу приходилось работать с парами йода и ртути) процесс создания статичного изображения. Но уже тогда (1841 г.), гравер по меди и «дагеротипист» швейцарец Изенринг выскабливал серебряное покрытие на дагеротипе до медной основы для того, чтобы подчеркнуть блики на гранях драгоценностей и придать блеск глазам.

С этого момента и началась история ретуши фотографий. Изображения ретушировали вручную прорисовкой деталей специальным карандашом или красками, выскребанием отдельных участков или химической обработкой фотографического слоя. С лупой в руках ретушеры или сами фотографы обрабатывали каждый кадр, чтобы выдать людям достойный результат своей съемки, и чтобы те могли сказать: "Ах, какой замечательный фотограф! Я у него получаюсь такой красивой"....

Мастера-портретисты (тогда так называли фотографов) использовали несколько видов ретуши:

Ретушь техническая - применялась для устранения случайных дефектов, а так же дефектов, характерных для химической фотографии - точек, царапин, пятен и т. п. Еще можно было вручную подправить градации плотности - ослабить или усилить отдельные участки полутонового изображения.

Ретушь структурная - нужные части вырезали из негативов и вручную склеивали их, либо склеивали готовые фотографии, затем переснимали или перепечатывали снимки с изменением экспозиции, используя при этом светофильтры.

Но время не стоит на месте, и в фотографию пришел негативно-позитивный принцип получения изображения. Возможности ретуши при этом значительно расширились.

Примерно с 1850 г. широкое распространение получает Художественный метод ретуши.
Заключался он в том, что весь отпечаток фотографии раскрашивался с применением кистей, акварелей, карандашей, а также пастелей. Еще один прием обработки изображения состоял в том, что на негативе портретист удалял весь задний план и объекты съемки оставались на чистом белом фоне. Теперь на позитиве вместо фона можно было нарисовать архитектурный ансамбль или пейзаж.

Рис.1. Жюль Жанен. "Актриса Рашель"

На прошедшей в 1855 г. Всемирной выставке в Париже немецкий фотограф Ханфштенгель показал публике возможности ретуши не позитива, а негатива. При этом он получил весьма высокие оценки своих работ, и такой метод ретуши быстро стал очень популярным среди фотографов и художников того времени. Очень скоро мастера-портретисты наряду с простым удалением пятен и царапин на снимках, стали (по требованию своих клиентов, конечно!) исправлять и дефекты самих клиентов - не у всех ведь идеальная кожа лица... Дальше - больше, и уже во Французском обществе фотографии начались яростные споры.

Одни критики утверждали, что фотография должна изображать мир таким, какой он есть. Другие - что фотограф имеет право делать с негативом все, что ему вздумается. (Жаль, что борцы против ретуширования не дожили до наших дней. Что бы они сказали, когда узнали бы, как готовятся к печати наши современные глянцевые журналы для гламурных кисо?)
Ну а пока критики критиковали друг друга, фотографы - работали. Пробовали все новые и новые способы обработки своих материалов, и преуспели в этом.

Смотрите сами - известный портрет 16-го Президента США Авраама Линкольна на самом деле - работа некоего ретушера, оставшегося неизвестным. Голова Президента Линкольна «пристроена» к телу Джона Калхуна - одного из видных политиков южных штатов.

Рис.2. (Фото примерно 1860 г.)

К концу 19 века ретуширование уже шагала семимильными шагами по странам и континентам, по негативам и позитивам фотографов. Она не щадила ни портреты, ни пейзажи. Даже недавние противники ретуши становились выдающимися ретушерами. Тем болеее, что с изобретением в 1879 г. американцем Абнером Пилером такого инструмента как аэрограф, стало возможным наносить краску на отпечатки, регулируя и ширину «кисти», и ее прозрачность, и растушевку края. Также с новым инструментом появились и другие новые возможности для плодотворной работы в фотографии.
Хочется вспомнить и фотографов СССР 30-х годов прошлого века, которым приходилось учиться искусству ретуши весьма усердно.

Вы знаете, что такое "пальмирование"? В переводе с английского, у фокусников и иллюзионистов - это удерживание в ладони карты, шара и других предметов незаметно для зрителя. Но в "советском" языке профессиональных ретушеров это слово приобрело совершенно другой смысл - от слова "пальма".

Дело в том, что в те годы высокопоставленные члены партии могли в один момент «провиниться» и стать неугодными. И тогда в редакциях центральных газет раздавались звонки с самого "верха", с требованием убрать с публикуемых официальных фотографий того или иного человека. И часто, чтобы не нарушать общую композицию снимка, вместо ненужной фигуры вставляли... кадку с пальмой! Вот так и прижилось это "пальмирование". Вот пример: на первой фотографии - Ворошилов, Молотов, Сталин и Николай Ежов. На второй - Ежова больше нет. (Правда, пальмы нет тоже.)

Рис.3. (Приблизительно 1930 г.)

Руководители похожих режимов и действуют одинаково - после того, как По Ку (первый слева) "провинился", Мао Цзэдун (первый справа) приказал убрать того с фотографии.

Рис.4. (1936 г.)

Чтобы выглядеть как можно мужественнее и героически, Бенито Муссолини приказал убрать со снимка тренера, который придерживал коня дуче за повод.




Рис.5. (1942 г.)

Почему фюрер обиделся на своего товарища по партии Йозефа Геббельса (второй справа) мы наверное, так и не узнаем. Но с этой фотографии Адольф Гитлер приказал его убрать, что и было сделано.

Рис.6. (1937 г.)

Фото советских солдат, водружающих флаг Победы над Рейхстагом. На правой руке часов обычно не носили. Поэтому на второй фотографии часы на руке офицера удалены, так как часы на обеих руках - доказательство процветающего мародерства в рядах армии победителей.

Рис.7. (1945 г.)

Когда летом 1968 года Фидель Кастро (справа) обьявляет о своей поддержке советской интервенции в Чехословакию, Карлос Франки (в центре) разрывает свои отношения с режимом и отбывает в Италию. Естественно, его фигура с фотографии была удалена.

Рис.8. (1968 г.)

Вот такой вот "Фотошоп вручную" получается...

Продолжение следует.